igfn

Category:

Немного о хакасском шаманизме

Шаманизм в Сибири зародился несколько тысяч лет назад, в эпоху раннего бронзового века. Самые ранние петроглифы, изображающие шамана в шаманском облачении находятся на территории современных Тувы, Алтая и Хакасии, что даёт право считать эту территорию колыбелью сибирского шаманизма.

Манекен шамана с бубном в Минусинском музее. Фото Н.В. Фёдорова, 1912 год.
Манекен шамана с бубном в Минусинском музее. Фото Н.В. Фёдорова, 1912 год.

Шаманизм основывается на вере человека в возможность специально подготовленных людей — шаманов (в Хакасии камов), общаться с духами во время камлания (в состоянии транса). Вселенная, по представлениям сибирского шаманизма состоит из трёх миров: Верхнего, населенного светлыми силами; Среднего — мира людей; Нижнего — владения темных сил Эрлик Хана. В традиционном обществе шаман являлся не только посредником между людьми и богами Верхнего мира, также он вступал в роли лекаря, изгоняя злых духов из больного; аналитика — предсказывая последствия различных действий; а так же связующим звеном между живыми и умершими соплеменниками.  

Перед камланием шаман одевался в специальный костюм. По археологическим данным костюм южно-сибирского шамана сформировался к средине первого тысячелетия нашей эры. Основными частями одежды, отличавшими шамана от обычного человека являются куртка и шапка, штаны и обувь были обыкновенными. 

Куртка хакасского шамана XIX век, из коллекции музея Мартьянова, Минусинск.
Куртка хакасского шамана XIX век, из коллекции музея Мартьянова, Минусинск.
Шапка хакасского шамана XIX век, из коллекции музея Мартьянова, Минусинск.
Шапка хакасского шамана XIX век, из коллекции музея Мартьянова, Минусинск.

Основными помощниками во время общения шамана с духами являлись бубен и колотушка.

Бубен хакасского шамана XIX век, из коллекции музея Мартьянова, Минусинск.
Бубен хакасского шамана XIX век, из коллекции музея Мартьянова, Минусинск.

Количество бубнов определяло силу шамана, обычные камы имели один — три бубна, Великий шаман мог владеть девятью бубнами. В каждом бубне находился «Дух бубна», образно он являлся конем, помогавшим владельцу перемещаться в Верхнем или Нижнем мирах. Колотушка выполняла роль плетки, подгонявшей «коня».

Колотушка шамана XIX век, из коллекции музея Мартьянова, Минусинск.
Колотушка шамана XIX век, из коллекции музея Мартьянова, Минусинск.

Зародившись в эпоху ранней бронзы, шаманизм полностью сформировался примерно к средине первого тысячелетия нашей эры. С средины XIX века, из-за меняющихся социальных отношений в обществе, началось его угасание. Если раньше шаман служил роду, то теперь род разбился на отдельные семьи, которые всё более отдалялись друг от друга. К началу ХХ века некоторые шаманы стали богатеть, взимая за каждое камлание до 25 рублей. В первые годы Советской власти шаманов приравняли к кустарям-одиночкам и взимали с них налог. Но затем отношение к ним изменилось, за «шаманизм» начали лишать избирательного права и высылать за пределы Хакасии, а с 1937-го года арестовывать.

Одно из древнейших изображений шамана, созданное около трёх тысяч лет назад, хранится в музее Мартьянова в Минусинске, его можно посмотреть на видео:

 


promo igfn november 9, 17:37 17
Buy for 20 tokens
В свой последний день в Калининграде, решил прогуляться в Южном парке. Шел вдоль пруда, наслаждаясь осенней природой, фотографировал местные достопримечательности. Подвесной мост через пруд Неслышно падали с деревьев желтые листья, мирно качались на воде утки, лишь чайки иногда…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.